Задний мост обеспечивает передачу крутящего момента от карданной передачи к колесам и возможность вращения правого и левого ведущих колес с разными оборотами при движении на поворотах и ил неровных дорогах.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ЗАДНЕГО МОСТА
Задний мост состоит из балки-картера, главной передачи, дифференциала и полуосей. Правая часть балки представляет чугунный картер 21 с запрессованным в него правым кожухом 15 полуоси, а левая часть - кованную крышку 35, к которой встык приварен левый кожух полуоси. К кожуху полуосей с наружной стороны приварены фланцы 13. Картер и крышка центрируются по посадочному бурту и соединяются болтами 44. На горловине картера имеется прилив, в который упирается резиновый буфер кузова, ограничивающий ход картера заднего моста вверх. Внутри картера имеются два канала, через которые происходит смазка подшипников ведущей шестерни. В нижней части картера имеется маслослиеное, а в средней части - маслоналивное отверстия, закрываемые резьбовыми коническими пробками. Предохранительный клапан (сапун) 43 служит для предотвращения повышения давления в картере при нагреве масла во время работы. Главная передача - гипоидная, т.е. ось ведущего зубчатого колеса смещена вниз от оси ведомого зубчатого колеса (на 42 мм). Гипоидная передача по сравнению с не гипоидной позволяет получить увеличение толщины и длины зубьев ведущего зубчатого колеса, большее число зубьев, находящихся одновременно в зацеплении, повышенное скольжение на поверхности зубьев, а следовательно, большую долговечность и меньшую шумность заднего моста. Ведущее 26 и ведомое 36 зубчатые колеса перед установкой в задний мост подбираююя в комплект, в котором обеспечивается минимальный шум, требуемые контакт и зазор в зацеплении. Ведущее зубчатое колесо вращается в двух конических роликовых подшипниках 28 и 30. Внутреннее кольцо подшипника 30 для удобегва сборки и регулировки преднатяга установлено на ведущее зубчатое колесо свободно. При затягивании корончатой гайки 34 моментом 150...200 Н-м оно через упорную шайбу 33 и фланец 32 зажимается и вращается вместе с ведущим зубчатым колесом. Ведомое зубчатое колесо установлено на бурт коробки 37 дифференциала и крепится к его фланцу десятью болтами 44 с гайками и штампованными контргайками. На оси 39, вставленной в коробку и застопоренной штифтом, установлены два сателлига 38, опирающиеся своими сферическими горцами на стальные фосфатированные опорные шайбы 40. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с двумя полуосевыми зубчатыми колесами 25. Торец головки полуосевого зубчатого колеса опирается на упорную шайбу 24, предохраняющую от износа зубчатое колесо и коробку. Наружный конец полуоси вращается в шариковом подшипнике, который воспринимает .как радиальные, так и осевые нагрузки. Внутреннее кольцо подшипника зажимается на полуоси кольцом 16 напрессованным на полуось с большим натягом. Между зажимным кольцом и подшипником полуоси установлено пружинное кольцо 11, полное распрямление которого свидетельствует об удовлетворительности напрессовки запорного кольца. Наружное кольцо подшипника полуоси располагается в гнезде фланца кожуха полуоси и зажимается прижимной пластиной. Для смазывания подшипника предназначена колпачковая масленка 17. Для защиты от попадания в подшипник пыли, грязи и воды служит войлочное уплотнение 5, расположенное в корпусе 6. К корпусу приварен ний маслоотражатель и гайки крепления болтов 10, мойно крепящих к фланцу кожуха полуоси тормозной щит, прижимную пластину 7 и корпус войлочного уплотнения. Чтобы предотвратить попадание масла в тормоза в случае подтекания резиновой уплотнительной манжеты 12, между тормозным щитом и прижимной пластиной установлена уплотнительная прокладка 20, а к заднему торцу фланца полуоси болтами 3 прикреплен маслоуловитель 4. Прошедшее через войлочное уплотнение масло попадает в маслоуловитель и через сообщающиеся с ним совмещенные отверстия во фланце полуоси и тормозном барабане выбрасывается наружу.
РЕГУЛИРОВКА ЗАДНЕГО МОСТА
При сборке заднего моста проводят регулировки, обеспечивающие установку в требуемое положение ведущего и ведомого зубчатого колеса, преднатяга подшипников ведущего зубчатого колеса и дифференциала, зазора полуосевых зубчатых колес в дифференциале. Ведущее зубчатое колесо устанавливается в требуемое положение подбором регулировочной шайбы 27 (толщиной 1,33; 1,38; 1,43; 1,48; 1,53; 1,58; 1,63; 1,68 и 1.73м). На торце данного зубчатого колеса указано отклонение высоты его головки от номинальной со знаком "+" или "-". При правильной установке ведущего зубчатого колеса размер В от оси подшипников дифференциала до торца головки должен быть равным 65 мм плюс указанное на торце отклонение головки с обратным знаком. Устанавливают регулировочную шайбу такой толщины, которая обеспечивает получение размера В с допуском 0,05 мм. Регулировку предварительного натяга подшипников ведущего зубчатого колеса производят только после подбора регулировочной шайбы путем выбора необходимой толщины регулировочного кольца 29. При правильном подборе регулировочного кольца и затянутой моментом 150-200 Н-м гайки фланца ведущего зубчатого колеса обеспечивается полное отсутствие осевого зазора и легкое проворачивание от руки (1.5...2.5 Н-м) ведущего зубчатого колеса. Кольца имеют толщину 4; 4,05; 4,1; 4,15; 4,2 мм. Предварительный натяг подшипников дифференциала регулируется с помощью подбора общей толщины пакета прокладок 23. Общая толщина пакета прокладок должна быть такой, чтобы в сумме с размером Д (между опорными торцами внутреннего кольца подшипника дифференциала) она была больше на 0,18- 0,26 мм суммы размеров А(расстояние от привалочной плоскости крышки до торца внутреннего кольца подшипника дифференциала), Б (расстояние от привалочной плоскости картера до торца внутреннего кольца подшипника дифференциала) и Е (толщина двун сжатых прокладок, равная 0,16 мм). При этом обеспечивается отсутствие осевого зазора и легкое вращение чашки дифференциала. Момент проворачивания ведущего зубчатого колеса при этом увеличивается на 1.5...3.0 Н-м. Прокладки имеют толщину 0,1; 0,15; 0,25 и 0,5 мм.